«Систематизация основных проблем возникающих у учителей предметников в сфере профессионального выгорания»
Синдром профессионального
выгорания является очень серьезной проблемой современного общества. Проявления
данного синдрома приводит к профессиональной деформации. Особую актуальность,
данная проблема приобретает в педагогической
среде, учителя, психологи, социальные работники, все, чья деятельность
непосредственно связана с межличностным общением, находятся в группе риска.
В литературе профессиональное
выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического
стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов
специалиста.
"Синдром эмоционального выгорания" оказывает
отрицательное воздействие на профессиональную деятельность, негативно влияет на
межличностные взаимоотношения, проявляется в виде раздражительности,
недовольства, отрешенности, эмоциональной холодности, или наоборот излишней
эмоциональностью.
Синдром выгорания включает в себя три основные
составляющие:
- Эмоциональную
истощенность.
- Деперсонализацию (обесценивание).
- Редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и
усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает обесценивание своего труда и труда учеников. Так же, данный «симптом» может проявляться в
виде циничного отношения к коллегам, и учащимся.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в
своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Возникает профессиональное выгорание в
результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей
"разрядки" или "освобождения" от них. A.Мороу (Morrow,
1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению,
внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: "Запах
горящей психологической проводки".
Профессиональное выгорание – процесс
постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Первая стадия
Умеренные, недолгие, случайные признаки
процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в
заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций,
произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком,
провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан
ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо
двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто
обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и
личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение
3-5 лет.
На второй стадии
Наблюдается снижение
интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями):
"не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду
деятельности (школьников, клиентов), "в четверг ощущение, что уже
пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу
недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно
к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без
сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная
раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота,
хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят
более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может
чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для
заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Время формирования данной стадии в среднем
5-15 лет.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические
признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще,
эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.
Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна
с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек
стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными
и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного
расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Стадия может формироваться 10-20 лет.
Полностью исключить в работе
профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях почти
невозможно.
Что делать если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю
профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются
внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них –
рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают
эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от
своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода
в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя
работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время
может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Сверхактивность
вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и
активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс восстановления
вашего внутреннего потенциала.
Чтобы избежать встречи с синдромом профессионального
«выгорания» необходимо:
- Быть
внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы
усталости.
- Любите
себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте
дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам
обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте
искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность,
которая хороша сама по себе.
- Перестаньте
жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а
вместе с ними.
- Находите
время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную
жизнь.
- Учитесь
трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний
пересмотр событий.
- Если
вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте
себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Если вы понимаете, что сгорание уже происходит
и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического
опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать:
мне необходима профессиональная помощь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий