Никогда не бывает больших
дел без трудностей
Вольтер
Современный
учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом
компетентностей:
– в сфере
построения образовательного процесса;
– в
организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
– в сфере
общения;
Высокий
уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений,
особенно данным затруднениям подвержены молодые педагоги.
Первоначально
остановимся на ошибках и
затруднениях педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности
в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований
ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта,
изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что
от него хотят.
Говоря об ошибках и трудностях в подборе
технологий и методов обучения, остановимся на двух их крайних проявлениях:
–
использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение
материала, устный опрос, решение задач и др.);
–
односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые,
проектные, проблемные и др;
Наконец, трудности осуществления учителем в
соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности:
– проблема
преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и
умений;
– отсутствие
опыта в оценивании метапредметных результатов;
– неумение
психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.
Личностный фактор.
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем
месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля
со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость
своей деятельности, то он достаточно неуязвим к изменениям. Если же работа
выглядит в его собственных глазах незначимой, появляется неудовлетворенность
человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения
окружающих и недостаток автономности, самостоятельности, что в свою очередь,
ведет к низкой мотивации в осуществлении педагогической деятельности.
Исследования показали, что одним из сложнейших затруднений - является, так называемый конфликт ролей,
который негласно присутствует в школьном коллективе. Молодой учитель является
лидеров в своем классе – классным руководителем. Но в педагогическом
коллективе, молодой педагог «занимает «последнее место», и испытывает незримое
давление «старших товарищей». Даже если «старшие товарищи» лояльно настроены к
молодому специалисту, сам, недавно работающий педагог, склонен сравнивать свои
профессиональные достижения и компетенции с достижениями и компетенциями давно
работающих коллег. Естественно данное сравнение проходит не в пользу молодого
педагога, и молодому педагогу приходится преодолевать возникший диссонанс ролей.
Еще одним глобальным затруднением – является работа с родителями.
Педагогу приходиться налаживать взаимодействие со многими, не похожими друг на друга,
взрослыми людьми. Такая работа сопряжена с высоким эмоциональными рисками.
Немаловажное затруднением в педагогической деятельности является
"синдром эмоционального выгорания", который оказывает отрицательное
воздействие на профессиональную деятельность, негативно влияет на межличностные
взаимоотношения, проявляется в виде раздражительности, недовольства,
отрешенности, эмоциональной холодности, или наоборот излишней эмоциональностью.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную
истощенность, деперсонализацию
(обесценивание), редукцию
профессиональных достижений.
Под эмоциональным
истощением понимается
чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает обесценивание своего труда
и труда учеников. Так же, данный
«симптом» может проявляться в виде циничного отношения к коллегам, и учащимся.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства
некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего
накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или
"освобождения" от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий
эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника,
испытывающего профессиональное выгорание: "Запах горящей психологической
проводки".
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. И важно знать его основные особенности, чтобы избежать "затягивания" в данный процесс.
Важно знать основные проблемы, присущие педагогической
деятельности, для того чтобы вовремя найти решение возникших затруднений!
Комментариев нет:
Отправить комментарий