пятница, 14 июня 2019 г.

Семинар-обобщение «Систематизация основных проблем молодых учителей предметников в осуществлении педагогической деятельности»

Никогда не бывает больших дел без трудностей
Вольтер
Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:
– в сфере построения образовательного процесса;
– в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
– в сфере общения;
Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, особенно данным затруднениям подвержены молодые педагоги.
Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят.
Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения, остановимся на двух их крайних проявлениях:


– использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);
– односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др;
Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности:
– проблема преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и умений;
– отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;
– неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.
Личностный фактор
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А.Панс, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он достаточно неуязвим к изменениям. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, появляется неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности, что в свою очередь, ведет к низкой мотивации в осуществлении педагогической деятельности.
Исследования показали, что одним из сложнейших затруднений  - является, так называемый конфликт ролей, который негласно присутствует в школьном коллективе. Молодой учитель является лидеров в своем классе – классным руководителем. Но в педагогическом коллективе, молодой педагог «занимает «последнее место», и испытывает незримое давление «старших товарищей». Даже если «старшие товарищи» лояльно настроены к молодому специалисту, сам, недавно работающий педагог, склонен сравнивать свои профессиональные достижения и компетенции с достижениями и компетенциями давно работающих коллег. Естественно данное сравнение проходит не в пользу молодого педагога, и молодому педагогу приходится преодолевать возникший диссонанс ролей.
Еще одним глобальным затруднением – является работа с родителями. Педагогу приходиться налаживать взаимодействие со многими, не похожими друг на друга, взрослыми людьми. Такая работа сопряжена с высоким эмоциональными рисками.
Немаловажное затруднением в педагогической деятельности является "синдром эмоционального выгорания", который оказывает отрицательное воздействие на профессиональную деятельность, негативно влияет на межличностные взаимоотношения, проявляется в виде раздражительности, недовольства, отрешенности, эмоциональной холодности, или наоборот излишней эмоциональностью.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (обесценивание), редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает обесценивание своего труда и труда учеников.  Так же, данный «симптом» может проявляться в виде циничного отношения к коллегам, и учащимся.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Возникает профессиональное выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. A.Мороу (Morrow, 1981) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: "Запах горящей психологической проводки".
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. И важно знать его основные особенности, чтобы избежать "затягивания" в данный процесс.

Важно знать основные проблемы, присущие педагогической деятельности, для того чтобы вовремя найти решение возникших затруднений!





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Загрузка…